Главная » Бизнес » Правила составления бизнес плана

Правила составления бизнес плана

Первое, что от вас потребуется, если вы решите основать собственный бизнес – составить грамотный бизнес-план. О том, как это сделать, написана не одна сотня руководств, разобраться в специфике которых под силу лишь экономистам. Информация в данной статье, напротив, изложена максимально понятным языком, что позволит разобраться в вопросе даже начинающим предпринимателям.

Все сводится к одному простому условию – чтобы составить хороший бизнес-план, необходимо придерживаться структуры, в которую включены следующие правила:

Направление бизнеса

Девушка в очках

Задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Поэтому следует выделить под раздумья целый день, взять лист бумаги, ручку и сидеть записывать все свои идеи, их плюсы и минусы. Поставьте себе ряд вопросов в духе: “Чем бы я хотел заниматься?”; “Что у меня лучше всего получается?” и тому подобных, после чего проанализируйте получившиеся результаты. Будет лучше всего, если предпочтительный род занятий будет лежать в области ваших интересов.

Свои “фишки”

Если идти по кем-то проторенной дорожке, вряд ли получится особо преуспеть в бизнесе. Всегда должны быть особенности, выгодно отличающие вас от других. Например, вы решили заняться заменой стекол в дверях и окнах. Банальщина. А что если предложить клиентам дополнительную услугу – реставрацию и устранение косметических дефектов? Целевая аудитория расширится, появятся новые заказчики, ну и доход, соответственно, тоже возрастет.

Название

Когда вы определились с видом деятельности и особенностями своего проекта, самое время дать ему имя. Опять же, следует обмозговать все как следует – название должно быть звучным, запоминающимся и отражать всю суть вашего бизнеса.

Финансовые вопросы

Подсчитайте денежные затраты на старте и сделайте примерный финансовый прогноз на ближайшие пять-шесть месяцев. Сюда входят: покупка мебели и оборудования, арендная плата за помещение, заработная плата для сотрудников, реклама и страхование, другие вложения. Имеющийся у вас стартовый капитал должен покрывать все расходы с запасом. Совет – составьте список, в котором разделите затраты на фундаментальные и текущие. Первые единожды наносят удар по кошельку (оборудование), а вторые – высасывают деньги постоянно (аренда помещения).

Сторонние инвестиции

Не каждому начинающему бизнесмену под силу реализовать намеченный план самостоятельно. И дело в большинстве случаев не в дефиците знаний и соображалки, а в элементарном отсутствии финансирования. К счастью, вопрос легко решаем. Достаточно подключить n-ное количество инвесторов, которые возьмут на себя часть расходов или даже оплатят старт полностью. Но обратите внимание, даже будучи заинтересованным в сторонних вложениях, не следует хвататься за любое предложение. Старайтесь подбирать более-менее квалифицированных спонсоров, которые смогут помочь развитию бизнеса своими знаниями и опытом.

Таблица

Форма собственности

Определитесь, к какой из форм собственности относится ваш бизнес – кооперативной, акционерной, принадлежащей трудовому коллективу, совместной и пр. В случае если предприятие коллективное, нужно четко обозначить группу учредителей.

Рекламная кампания

План действий по раскрутке и продвижению бизнеса следует составлять на несколько месяцев вперед, начав с составления образа потенциального клиента. Продумать нужно все – его пол, возраст, социальный статус, увлечения. А уже после, когда портрет будет составлен, переходить к поиску оптимальных методов рекламирования. Например, в одном случае особо эффективной будет наружная реклама (билборды, афиши, вывески), телевизионные ролики и объявления в газетах, а в другом – достаточно будет запустить в рамках проекта интернет сайт, прицепить партнерскую программу и клиенты сами начнут идти к вам в руки. Тот или иной способ, соответственно, будет по-разному влиять на бюджет, что тоже стоит принять во внимание.

Помещение

В бизнесе место решает очень многое, особенно если речь идет о торговле. Расположение вдали от человекопотока может губительно сказаться на выручке магазинов, кинотеатров, салонов красоты и других подобных предприятий. С другой стороны, глупо располагать какой-нибудь производственный цех в престижном районе – плата за помещение будет очень высока. Куда проще перенести основную часть структуры в место с низкой арендной ставкой, а для продаж купить небольшой презентабельный офис. Владельцы малого бизнеса, в некоторых случаях, вообще могут обойтись площадью своей квартиры.

Наемные работники

Составьте список должностей, на которые вы будете набирать персонал (соответственно, если работаете в одиночку, проблема отпадает). Пропишите требования к кандидатам на каждую вакансию. Кроме того, неплохо было бы заранее обдумать план действий: обращение в рекрутинговые агентства, публикация объявлений в газетах, интернет и пр.

Безопасность

Довольно широкое понятие. Сюда относится не только защита от физической кражи имущества, но и контроль над возможной утечкой информации, правовая и производственная безопасность. Ваша задача – выявить слабые стороны в защите и придумать, как ее укрепить. Лучше всего это делается путем моделирования негативных ситуаций, анализируя которые можно найти эффективные способы противодействия.

Схема

Завершающий этап

Теперь, разобравшись со всеми нюансами, самое время взглянуть на результаты своего труда и собрать пазл в единое целое. Все детали получившейся схемы должны быть выстроены в порядке очередности, чтобы перед вами находился четкий список действий – от начала и до конца.

Все то, о чем шла речь, можно охарактеризовать как “правила бизнес плана для себя”. Если же вы планируете демонстрировать его инвесторам или кредиторам в банке, тогда к нему еще следует добавить небольшое вступление (1-2 листа), где будет описываться ценность бизнес идеи, возможности рынка и прочие преимущества, а также заключение с общим подсчетом рентабельности.

Вот и все, осталось только привести план в исполнение.

Мнения и отзывы

Планы многих биснесменов по данной статье осуществились бы в миг, но вот пунктик — наёмные работники, возвратил с небес радужных планов на землю не один десяток, а то и вовсе. А всё дело в банальном приёме на работу: спецов и не очень, ответственных и вовсе никаких, родственников и «лучших друзей детства» и т.д — вот острый камушек, который разбил не одни мечты о бизнесе! Во всём другом в статье — как отче наш.

SemёnS

хорошо написано, грамотно, пожалуй, лучше, чем в подобных материалах, которые попадались мне в сети. но сколько раз я сталкивался с тем, что в каждом вопросе огромное количество нюансов, которые предусмотреть одному человеку невозможно. поэтому поступил так: привлек специалиста, и он за денюшку мне составил подробнейший документ, а потом его корректировал в процессе, если что-то менялось. вот это я считаю правильным. но может у кого-то получилось по таким вот спискам работать?

raw

Недавно говорил с человеком, который сказал, что бизнес план вообще не нужен, что он только отвлекает, я с ним спорил, рассказав одну ситуацию. Одна знакомая создала бизнес «поспешив», людей она не рассмешила, но первый месяц и одни убытки, рабочих всех по увольняла, денег платить им просто нету, аренда помещения сейчас равняется прибыли и сама скачет на своем бизнесе!

roman-maurinio

Бизнес-план вещь нужная и необходимая, но он нуждается в постоянной доработке в процессе деятельности так как предусмотреть все на начальном этапе нереально. А по поводу наемных работников — основным критерием должно быть не родственные связи или

AlexUkr

Наглядное пособие

что еще хотелось бы добавить, что когда запускаете статовый бизнес нужно расчитывать на то,что в у Вас могут возникнуть расхождения с бизнес планом. все каночно зависит от того как правильно вы его составили, но даже при самом лучше м раскладе эти расхождения имеют место быть. на сколько я знаю существуют не предвиденные факторы, которые в бизнес плане учесть не возможно.

Sidik

А для того, чтобы расхождений было поменьше, в первую очередь ваш бизнес план должен опираться на ваше понимание и чувство ситуации, что является основным фактором в дальнейших изменениях и который будет держать вас в выбранном направлении.

AlexUkr

Про работников хочу сказать что было у меня 3 специалиста работа шла но в коллективе было напряжение. Стал присматриваться. Оказалось двое схватывают на лету, а третий не успевает и начинает конфликтовать пока ему разжуют. пришлось уволить. Работа пошла с большей отдачей.

Кот

Правильно сделали. Вы выявили причину возникновения конфликта (очаг пожара) и ликвидировали ее уволив сотрудника который тормозил процесс (потушили пожар окончательно. Другие же руководители занимаются только тушением пожаров, не пытаясь выявить и устранить очаг возгорания.

AlexUkr

В теме обсуждаются вопросы составления бизнес плана, не отклоняйтесь пожалуйста.

Geronimo

В бизнес-плане обязательно нужно занижать свою прибыль и увеличивать расходы, так как бывают непредвиденные повороты событий. если вы будете планировать желаемую прибыль или реальную, можно оказаться в убытке.

татьяна

Я все-таки думаю что бизнес-план должен отражать реальные цифры, а не заниженные. В любом случае после первых промежуточных итогов бизнес-план можно откорректировать в большую или меньшую сторону. Стремитесь к большему и лучшему

AlexUkr

Лампочки

Да откорректировать можно и нужно. А реальных цифр вы пока знать не можете, это будет возможно, когда вы будете иметь уже опыт в конкретном деле. Это если мы пишем план для себя, а если для инвесторов, то здесь, конечно надо все приукрасить.

татьяна

А смысл? Писать дутые цифры? Ведь инвесторы тоже не глупые и большинство из них разбираются в том во что инвестируют. Инвестор ведь тоже может «приукрасить» свои финансовые возможности, только от этого в конечном счете никто не выиграет Пишите и оговаривайте реальные цифры и факты.

AlexUkr

Пока не видела в живую человека, который сам составил грамотный бизнес-план, нашёл инвестора, и преспокойно стал вести бизнес. В нашем городе бизнес у тех, у кого богатые родители или покровители. Единичный случай — грант под идею выпускника-программиста(дисплей), бизнес прогорел.

Ева

Аналогично. Не развито у нас инвестирование. Человек либо сам вкладывает все свои деньги в бизнес, либо влазит в кредиты внося в залог свое имущество . За границей долгострои отдают инвесторам даром, у нас же и на этом пытаются слупить денег

AlexUkr

Прочитала о рекламе в этой статье и решила поделиться одним методом, который я сама успешно использовала. Это рекламные буклеты, которые рекламируют твой товар или твою услугу, там прописан адрес, телефоны и т.п. Заказывала такие буклеты и платила студентам, которые стояли на улице в нескольких местах и раздавали их прохожим.

Helen

Составитель должен понимать, для кого готовится бизнес-план, что хочет получить потенциальный инвестор, чего он опасается и чему не доверяет. При этом нужно оставаться максимально честным, если ему его действия и не нравятся!!! В таком случае проблема обнажит «слабые» места в плане с вытекающими последствиями!!!

олег

олег,
Бизнес-план лучше составлять всегда самому, так как будут заложены реальные цифры, когда же план покупается, то цифры чаще всего теоретические, что может весь бизнес утянуть на дно. Очень важно в плане основываться на своих знаниях, если их не хватает, то исключительно для экономической грамотности можно привлечь помощь.

татьяна

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Яндекс.Метрика